Епископ Виссарион

Единение в Церкви Христовой из иудеев и язычников

До пришествия Христова род человеческий в религиозном отношении разделялся на две неравные половины. К одной из них принадлежал иудейский народ, единственный на свете народ, который исповедывал веру в истинного Бога... Остальные народы все погружены были во мрак грубого языческого суеверия, кланялись ложным богам и их идолам. Сам Господь воспитывал Свой избранный народ в отчуждении от язычников... Понятно, почему Господь установил закон, отчуждавших евреев от общения с язычниками. Надлежало оградить первых от опасности совращения в языческое многобожие и идолопоклонничество. Но не вечно же одним иудеям должна была была принадлежать честь Богоизбранного народа. Пришло наконец, время призвать и язычников в Царство Божие, образовать из них и из иудеев единое стадо, подохраною единого Пастора. Христос пришел спасти всех людей на свете, соединить в Своей Церкви верующих не только из иудеев, к числу которых, по крови, Он Сам принадлежал вместе с апостолами, но и из язычников. Для этого надлежало разрушить преграду или стену, отделявшую одних от других. Иудеев отделяли от язычников не заповеди нравственного закона, общие тем и другим, одним данные на скрижалях, у других - написанные на совести. Раздельной чертой служил обрядовый закон, и вот его-то или, как выражается апостол "закон заповедей", учением упразднил Христос (Еф.2,15). Отменены заповеди относительно обрезания, жертв и других обрядов. Условием спасения явилась вера во Христа, нас ради человек воплотившегося и во плоти за нас принесшего искупительную жертву на кресте. Этой одной жертвы достаточно для умилостивления Бога... Рухнула преграда, отделявшая одних от других. Через веру во Христа, пришедшего для спасения всех, открылся путь к единению иудеев с язычниками. В лице апостолов иудеи первые вошли в состав Христовой Церкви. За ними последовали язычники... Сделалось незаметным различие между иудеем и эллином... К прискорбию, движение иудеев к общению со Христом в Церкви Его, сильное в первые дни христианской Церкви, остановилось. Веру Христову принимают из их среды только единицы... И это будет продолжаться, по предречению апостола, до тех пор, пока не обратятся ко Христу все язычники (Рим.11,25)... Чем объяснить вражду иудеев к христианству? В этом отчасти виноваты сами христиане. Жизнь христиан, проводимая не по-христиански, несогласная с учением Христа и заповедями Его, отталкивает от Церкви Христовой... иудеев. По жизни христиан они судят о достоинстве самой веры их, хотя, конечно, не вера виновата в том, что мы живем не по внушению ее... Будем, братие, бояться тех грехов, в которых мы обвиняем иудеев, чтобы не отвечать нам за их предубеждение и вражду против христианства.

Печатается по изданию: Виссарион, епископ. Единение в Церкви Христовой из иудеев и язычников // Душеполезное чтение.-1896. -N10. -С.259-263 (в сокращении).