Святитель Феофан Затворник (Говоров)

Из толкования на главу XI Послания к Римлянам святого апостола Павла

"Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти,до времени, пока войдет полное число язычников" (Рим.11,25).

"Отчасти" значит: или не окончательно, не навсегда, а только на определенное время, или что не все подвергались слепоте сей..., что часть уверовала, а часть останется в ослеплении, но и в них не должно отчаиваться... Рассеятся заблуждения, и уверуют... Апостол говорит [язычникам. -Прим.сост.]: "чтобы вы не мечтали о себе...". Уразумейте и смиритесь... Ослепление Израиля - до вхождения полного числа язычников. Следовательно, когда войдет это число, тогда спадет ослепление с очей Израиля, увидит он истину... и так спасется.

"И так весь Израиль спасется, как написано: "приидет Избавитель и отвратит нечестие от Иакова; И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их" (Рим.11,26-27).

Сниму, не только прощу вину, но их самих сделаю чистыми, изгнав их грехи.

"В отношении к благовестию, они враги ваши ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцев" (Рим.11,28).

Поскольку они [иудеи.-Прим.сост.] принадлежат к избранному роду..., то Бог, ради сего избрания... не окончательно отверг их, но продолжает отечески воззревать на них и готов опять принять их, как только уверуют. Таким образом они не перестают быть возлюбленными Богу.

"Ибо дары и призвание Божие непреложны" (Рим. 11, 29).

...Не раскаивается Бог и не отменяет того, что даровал и кого призвал... Этот народ [еврейский. -Прим.сост.] и есть избранный, имевший особое звание и предназначение, и пользовавшийся столькими благодеяниями и дарованиями: ему дан закон, к нему посланы пророки, для него явлены знамения и чудеса. И после всего этого возможно ли, чтобы Бог в конец отверг его?! Нет, кого избрал Бог, того будет наказывать для исправления, будет лишать милости Своей на время, но окончательно не отвергнет его. Ибо иначе Он и не избрал бы его, если бы предвидел, что он когда-нибудь окончательно сделается недостойным милости Его. Иудеи имели свои недостатки, и имеют. Но из всех народов никто не мог лучше их исполнить намерения Божии о спасении людей. Предвидел это Бог, и избрал их.

"Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы" (Рим.11,30-31).

Если ... вы [язычники. -Прим.сост.], противившиеся ранее сами по себе, приняты в милость, что странного, что и они [иудеи. -Прим.сост.], ныне противящиеся с пользою для вас,... и сами когда-то помилованы будут?

"Если же падение их богатство миру, и оску дение их богатство язычникам, то что будет полнота их" (Рим.11,12).

... Если, когда малое число иудеев уверовало, столько добра принесено язычникам..., то что будет, когда все они уверуют?

"Ибо, если отвержение их примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?" (Рим.11,15).

Предполагается, что некто спрашивает: чего ради ты, святой Павел, так заботишься об иудеях?... - Нельзя, говорит, иначе, нельзя не заботиться и не подвизаться о них...

Феофан Затворник (в миру - Георгий Васильевич Говоров, 1815 - 1894) - святитель, епископ Владимирский, впоследствии затворник Вышинской пустыни, автор многих назидательных духовных книг, общепризнанных в православной церкви ("Путь ко спасению", "Мысли на каждый день по церковным чтениям", "Толкование посланий св.Апостола Павла" и др.). В 1988 году канонизирован Русской Православной церковью и причислен к лику святых.

Печатается по изданию: Израиль в прошлом, настоящем и будущем. -Сергиев Посад, 1915. -С.88-94.