Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий

К кишиневскому бедствию

Радостный и всепримиряющий праздник Воскресения Христова продолжается; закончилось прославление Фомы, впервые исповедовавшего Иисуса истинным Богом, и началось воспевание подвига мироносиц, не нарушивших верности Христу во дни Его предания и убиения, и возвестивших апостолам Его воскресение. Апостолы просветили мир проповедью Воскресения, но святые жены просветили ею самих апостолов. Прославляя их веру, церковь призывает всех нас подражать их подвигу, участвовать в проповеди о Воскресшем, проникаться радостью о Нем и в этой радости не только забывать о злобе на нас врагов, но и от всего сердца прощать их ненависть; не только только прощать, но и любить врагов своих, с любовью обнимать всех людей, призывая их делиться с нами духовным вос торгом о том, что нам явно открыта новая жизнь, жизнь непрестающая, вечная, наполненная блаженного общения с Богом, как предсказал Исайя об участниках блаженного воскресения: "и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся" (Ис.35,10). Благодать Воскресения Христова даже в наш растленный век посещает благочестивых христиан, не только благочестивых, впрочем, но даже и беспечных. В эти дни молятся даже не молившиеся раньше, целуют друг друга даже черствые душей, прощают обиды даже злопамятные, находят удовольствие оказать любовь ближним даже немилосердные и скупые. "Воскресе Христос, и жизнь жительствует",- как вещает богоглаголивый Златоуст. И вот, среди столь утешительных явлений жизни христианской, доходят до нас печальные, позорные вести о том, что что в городе Кишиневе, в самый день Христова Воскресения, в день прощения и примирения, происходило жестокое, бесчеловечное избиение несчастных евреев. В то время, когда в святых храмах воспевали: "друг друга обымем, рцем братие, и ненавидящих нас простим вся Воскресением", в это самое время за стенами храмов пьяная, озверевшая толпа врывалась в еврейские дома, грабила имущество жильцов, терзала людей, не щадя старца и младенца. Бесчестили женщин, разрывали грудных младенцев на глазах матерей и трупы их выбрасывали из окон на улицу вместе с товарами еврейских магазинов. А там жадная толпа, не замечая окровавленных тел, бросалась через них к одеждам и украшениям и хватала себе все, что попадалось под руку; грабители обогащались вещами, облитыми кровью несчастных жертв! О, Боже! Как потерпела Твоя благость такое поругание Твоей спасительной страсти и преславного Воскресения! Ты совершил Свой подвиг, чтобы мы были мертвы греху и жили бы только для Тебя (Рим.6,11), а здесь избивались, жестоко и зверски, Твои сродники по плоти, хотя и не познавшие Тебя по нашему небрежению, но лю безные Твоему сердцу, как говорил Ты незадолго до Твоих страданий: "сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья" (Мф.23,37). Об этом, братья, и хочу вам разъяснить ныне подробнее, чтобы вы знали, как и поныне отвергнутое племя еврейское дорого Духу Божию, и как прогневляет Господа всякий, кто пожелал бы обижать его. Чтобы никто не подумал, будто мы пристрастно выбираем священное учение Библии, я приведу вам слова того человека, которого сами иудеи ненавидели более всех людей, ибо многие из них давали клятву до тех пор не вкушать пищи, пока они не убьют этого человека,- разумея святого апостола Павла (Деян.23,12). До того сильна была их ненависть к нему, что когда он открыл им, как явившийся Спаситель повелел ему проповедовать Евангелие презренным в их глазах язычникам, то они бросали пыль на воздух и кричали: не должен жить такой человек (Деян.22,22-23). Итак, слушайте - слова этого человека - слова Духа Божия, вещавшего через него: "Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть, Израильтян, которым принадлежит усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь" (Рим.9,1-5). Слова изумительные и странные!Ты ли написал их, Павел, возлюбивший Христа, в Котором ты жил и Который жил в Тебе? Ради кого ты соглашаешься быть отлученным от Него? Не ты ли написал двумя строками выше: "ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим.8,38-39). Итак, сами ангелы не могли бы сделать того, на что ты добровольно решаешься ради спасения иудеев, иудеев - твоих врагов, твоих предателей, от ко торых ты принимал удары палок, и оковы, и темницу, и изгнание, и смертельное увечье! Смотрите, братья, и дивитесь! Ведь слова эти сказаны об иудеях отверженных, о врагах Христовой веры! Но да не продлится ваше недоумение, ибо тот же мученик-апостол в следующей главе начинает разъяснять притчу своей любви к израильскому племени:"Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, а не по рассуждению" (Рим.10,1-2). Эти слова и поныне подтверждаются жизнью иудеев. Взирайте на их преданность своему закону, на хранение субботы, на верность своим женам, на трудолюбие, на любовь к детям, на послушание. Было время, и недавно еще, когда христиане превосходили их во всем этом, но в наш растленный и беспутный век, с каким уважением должны мы взирать на все эти свойства еврейского быта в городах наших, где большинство христиан не различают будней и праздников и постов, постоянно предаваясь пьянству, разврату и праздности. Правда, есть такие и среди евреев, но от кого они научились пути беззаконному? Увы, от тех, отцы которых исповедуют Христа, от европейских и русских нигилистов, которыми, как жабами, кишит земля наша, книги и газеты которых отравляют воздух вокруг нас, как чума и холера! Да, должно уважать евреев-караимов и евреев-талмудистов, но горе и нам, и им самим от евреев-нигилистов, которые растлевают и семьи, и общество своих единоплеменников, которые сеют заразу свою и среди русского, и среди польского юношества, и которые являются главной причиной ненависти к потомкам святых праотцов и любезных Господу пророков! Впрочем, не о них наше слово. Слушайте, как далее поясняет блаженный апостол причину своей горячей, самоотверженной любви к этому народу, как он поясняет причину их неверия и ожесточения против Христа. "Спрашиваю, неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам" (Рим.11,11). Если бы иудеи все приняли веру Хрис тову, то от нее отреклись бы язычники, ненавидевшие евреев. Если бы евреи все уверовали, то и мы, братья, не были бы христианами, а кланялись бы Юпитеру и Венере, Перуну и Велесу, как наши поганые предки. Итак, остерегайтесь поносить неверие иудеев, скорби о нем, молись, чтобы Господь открылся им, но не враждуй с ними, а повинуйся апостольскому слову о ветвях израильского народа, отломившихся от корня Христа. "Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя" (Рим.11,20-21). Страшись же, христианин, обижать священное, хотя и отвергнутое племя. Страшная казнь Божия постигнет тех злодеев, которые проливают кровь, родственную Богочеловеку, Его Пречистой Матери, апостолам и пророкам. Не говори, что эта кровь священна только в прошедшем, а знай, что и в будущем их ожидает приобщение Божескому естеству (2 Пет.1,4), как далее свидетельствует избранный сосуд Христов. "Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется, как написано: "приидет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова; и сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их" (Рим.11,25-27). Ни об одном народе - ни о русских, ни о греках не сказано, что все потомки их спасутся в свое время, а об евреях это сказано. Пусть же знают жестокие кишиневские убийцы, что они истребляли лучших христиан, находящихся в чреслах теперешних евреев, что они явились дерзкими противниками Промысла Божия, мучителями народа, возлюбленного Богом и по самом его отвержении (Рим.11,28). Так греховна вражда против иудеев, основанная на незнании закона Божия, но она совершенно непростительна, если исходит из других побуждений, побуждений гнусных и позорных, как это, к сожалению, выясняется в последнее время. Грабители евреев не только мстили им за противление христианам, сколько жаждали приобре тения чужого имущества. Под видом ревности о вере они служили демону корыстолюбия. Они уподоблялись Иуде: тот целованием предал Христа, омраченный сребролюбия недугом, а эти, прикрываясь именем Христа, избивали Его сродников по плоти для того, чтобы ограбить их стяжания! Никогда не бывало подобного изуверства. В средние века казнили еретиков и евреев, но не ради ограбления; пытали и жгли врагов веры, но не для того, чтобы наполнять свои карманы чужим добром, а утробу свою вином и водкой. Так поступают только людоеды, готовые на убийство, чтобы насытиться и обогатиться! Впрочем, возможно ли вразумить людей, могущих заглушить в себе и совесть, и жалость, и страх Божий,- всегда ненасытных, вечно пьяных и удаляющихся от святого храма даже в Светлый день Христова Воскресения, посвящая этот день прощения и любви на грабеж и убийства? Конечно мудрено их образумить, но помним мы глагол Божий к пророку Иезекиилю: "Сын человеческий, Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: "смертию умрешь!", а ты не будешь вразумлять его, говорить, чтоб остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтоб он жив был: то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, а Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего: то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою" (Иез.3,17-19). Итак, знайте все те, кто не хочет вразумляться словами апостола о Божиих обетованиях евреям, о спасении, которое ожидает всю их народность,- что не прощает Бог врагам народа Своего, даже и после его отвержения. Не буду напоминать вам, как отмстил Господь египтянам, ассирийцам и вавилонянам, порабощавшим и избивавшим Израиль, как иногда прощал Израилю грехи его, чтобы посрамить его врагов. Слушайте, что предрек Он через Моисея после того, как предсказал отвержение народа израильского за его нечестие. Отвергнутого Израиля "отвне будет губить их меч, а в домах ужас - и юношу, и девицу, и грудного младенца, и покрытого сединою старца. Я сказал бы: "рассею их, и изглажу из среды людей память о них"; но отложил это ради озлобления врагов, чтобы враги его не возомнили и не сказали: "наша рука высока, и не Господь сделал все сие"... Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим, и ненавидящим Меня воздам... Ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, и очистит Господь землю Свою и народ Свой!" (Втор. 32,25-27,41,43). Верующие в Бога и во Христа Его, бойтесь мести Господней за народ Свой. Страшитесь обижать наследников обетования, хотя и отвергнутых. За неверие их будет судить Господь, а не мы. Мы же, взирая на их ревность, хотя и неразумную, будем лучше вспоминать отцов их: Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа и Моисея, и Давида, и Самуила, Илию, вознесшегося с плотью на небо, Исайю, принявшего добровольную смерть за веру, Даниила, устрашившего зверей во рве львином, и Маккавеев-мучеников, с радостью умиравших за надежду Воскресения. Будем не людей избивать и грабить, но сокрушать их ожесточение против Христа и христиан исполнением нашего закона. Умножим молитвы, возлюбим пост, явим милостыню и участие страдальцам, будем ревновать о вере; пусть просвещается свет наш пред людьми, чтобы они славили Отца нашего Небесного и единого Учителя-Христа. Будем посрамлять неверие и нечестие среди самих христиан, и тогда смягчится ожесточение иудеев. "Да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века" (Деян.3,20-21).

Антоний (в миру - Алексей Павлович Храповицкий, 1863-1936) - с 1902 года епископ Волынский и Житомирский, позднее митрополит Киевский и Галицкий, был ректором Московской и Казанской духовных академий, духовный писатель. Проповедь "К кишиневскому бедствию" произнесена в 1903 году на Пасху в связи с еврейским погромом в Кишиневе.

Печатается по изданию: Материалы для истории антиеврейских погромов в России. -Т.1. -Пг.,1919. -С.353-358.